Юные агрономы

Что растет у нас на огороде? 

Формирование экологической культуры  у детей.

Описание проекта

Актуальность проекта

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем остро проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое воспитание. Оно предполагает, прежде всего, осознание человеком себя как части макромира, связанной с ним бесчисленными неразрывными связями. Только такое осознание позволит строить гармоничные отношения с окружающей средой.

Воспитание человека как экологически направленной личности — труднейшая задача, но решать ее необходимо без промедлений. Особое место в решении должно занять дошкольное детство. Огромный интерес ребенка к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослыми делает этот, период в жизни человека основополагающим для экологического воспитания которое следует рассматривать как новое направление в дошкольной педагогике.

         Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Поэтому на территории нашего детского сада был разбит огород .

Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая, какую оно может принести пользу, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость для человека.

Цель проекта:

Формирование экологической культуры, интереса и бережного отношения к растениям, привлечение детей к процессу выращивания овощей.

Задачи проекта:

  1. формировать понятия о жизненно необходимых условиях для растений (питание, рост, развитие).
  2. формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
  3. развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Сроки выполнения проекта: с 18.05.2014  по 01.08.2014 г.

Этапы проекта:

 Первый этап

Цель: разработка проекта, создание организационных условий для положительной реализации проекта.

Формы работы

 Изучение методической литературы, опыт работы коллег, сбор материала (наглядного, дидактического, бытового, художественного), анализ материала с электронных ресурсов; изготовление картотеки со списком литературы, методической папки по экологическому воспитанию «Юные агрономы», задания для родителей: помощь при создании огорода на территории ДОУ; поиск информации, картинок и т.д.

 Второй этап

Цель: создание условий для ознакомления детей с огородом, посадкой семян, рассадой.

Формы работы

Проведение дидактической игры «Путешествие к овощам и ягодам», «Собери растение», «Инструменты садовника».

Беседа «Земледельцы — кто они?», «Правила работы с инструментами», «Про панаму не забудь»

Цикл занятий познавательно речевого развития «Экологически чистые продукты»: «Ягоды и фрукты», «Природный мир», «Что растет у нас в саду», «Овощи».

Цикл занятий художественно-эстетического развития «Засолка на зиму»:

рисование «Овощи», рисование «Фрукты», аппликация «Ягоды».

Художественная литература: стихотворения — С. Виталий «Огород», М. Пожарова «В огороде», Т. Шорыгина «Щедрый урожай» (заучивание). С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», С. Полякова «В огороде»(заучивание), произведения — Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

Сюжетно-ролевые игры : «На даче», «В магазине», «Поливаю огород».

Третий этап

Цель: подведение итогов  проделанной работы по реализации проекта.

Формы работы

— Сбор урожая.

Оформление материалов проекта:

— Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».

— Макет «Строение растения», «Растение и его семя».

Предполагаемый результат:

  1. Получение знаний детей о жизни растений.
  2. Создание необходимых условий на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
  3. Развитие познавательного интереса у детей, любознательности, трудолюбия.
  4. Привитие любви к растительному миру, развитие желания его беречь, охранять.
  5. Развитие умения правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

Вывод:

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя — развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать за явлениями живой и неживой природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях. Постоянное наблюдение невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников. Формы организации, методы и приемы ознакомления с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, возраста детей, условий произрастания растений. Так в нашем детском саду было организовано экологическое пространство «Огород экологически чистых продуктов», где дети знакомятся с многообразием  растений, их характерными особенностями, целебными свойствами. У детей развивается познавательный интерес — они охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать красоту формы и окраски листьев, цветов.

 

— Администратор